rashap (rashap) wrote,
rashap
rashap

Как учиться управлять светом. Часть 3-я «Режим бога».

Ввиду острой ненависти к живым людям, продолжаю мучать вас статьями о том, что нужно учиться снимать, а не «я фотограф, я не хочу думать, хочу щелк-щелк».

Начало статьи:
Как учиться управлять светом. Часть 1-я "Палата №6".
Как учиться управлять светом. Часть 2-я "Замурованные".

Первые четыре шага постижения дзен мы уже упоминали:

  1. Откажитесь от любого сектанства.

  2. Научитесь видеть свет вокруг себя.

  3. Никогда ничего не зубрите.

  4. Замуруйте себя в студии.

  5. Двигаемся дальше.

  6. Пленер как живой учебник.

    После веков заточения в маленькой комнатке наедине с приборами света и моделью, можно спрятать ее изувеченный труп со следами укусов и, пока вас не нашли правоохранительные органы, щюрясь и шипя от солнца, выползти на улицу. Главное — не подпускайте к себе близко людей с чесноком.



    Про съемку на пленере можно писать опусы в течение нескольких лет, ни разу не повторившись, но у нас задача создать краткую блок-схему ваших действий. А потому:


    НАУЧИТЕСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ДАНО.

    Совершенно любой естественный свет в теории можно повторить и создать искусственно. Но пока вы не Метро Голдвин Майер и у вас нет миллиардных бюджетов, зачастую сделать это физически и финансово невозможно.

    • Вас просто не хватит на тот вертолет, который поднимет в небо импульсную вспышку с тубусом, зато солнышко даст вам великолепные жесткие тени на огромной площади, освещенной равномерно.

    • Никакая дыммашина не справится с задачей сымитировать утренний туман, застилающий лес или луг. Даже киношники с этим лажают регулярно, — у них получается не туман, а пожар.

    • Не соберете вы и километровый диффузный отражатель, чтобы повторить свет облаков на большом пространстве.

    • Врядли вы уговорите своего друга-пилота подняться в стратосферу и подсветить на закате облака вспышкой сквозь оранжевый фильтр. А когда он приземлит военный истребитель на засекреченный аэродром, сказать: «Чувак, знаешь, давай-ка еще разок, я с фокусом промазал».


    Все это, и многое другое, — неповторимые преимущества естественного света. Но пользоваться ими нужно уметь осознанно (а не болтаться как говно в проруби).
    Умение видеть мозгом, а не глазами, улавливать потенциалы освещения — незаменимо.
    Показываю маленький пример (здесь и далее примеры моих собственных фотографий не в качестве «идеала для поклонения», а потому, что я точно знаю как и почему они были сделаны). Вот два кадра, снятые в одном месте в одно и то же время, с одними условиями естественного света. Обе фотографии без значимой обработки в ФШ, практически с камеры «как есть»:


    На первом кадре мы видим максимально «плоскую» картинку за счет рассеянного света из окон и бесконечных переотражений оного от стен, пола, потолка.




    На втором кадре почти силуэтный снимок и максимальный объем по фигуре. За счет того, что модель помещена на границу яркостного перехода. Дело в том, что свет на улице несоизмеримо ярче, чем свет внутри, в результате получается эффект, как если бы девушка стояла на фоне огромного софтбокса (привычка переводить весь свет в понятия студийных насадок очень полезна!). Причем, что важно, не имеет никакого значения, — яркое ли солнце за окном или же пасмурная погода, поскольку порядки не играют существенной роли. Главное, что свет СИЛЬНО ярче, а в 10 раз эта величина или же в 100 — неважно.



    Казалось бы, случай простой, однако глазами мы видим картину так, как показано на первом снимке. Чтобы получить второе фото, мы должны в голове хорошо представлять себя, что же случится на границе яркостей, и, в соответствии с этим, построить кадр и настройки камеры. Таких примеров можно привести великое множество, и все они будут основаны на опыте анализа освещения.

    На начальных этапах ваш лучший вариант — это выбрать место, взять с собой знакомую модель, нагрузив ее гигантским баулом с одеждой на все случаи жизни, и снимать там «с листа», ничего заранее не планируя.
    Насладившись вволю видом маленькой девочки, таскающей огромную сумку, скажите ей: «Пожалуй, будем снимать ню». Пока она рыдает, оглянитесь вокруг и проанализируйте свет, который вам дан, найдите его преимущества и недостатки, первое используйте, второе нивелируйте.

    • Жесткое солнце? Следовательно полная потеря объемов, но зато можно поискать какую-то выгодную графику, интересные тени.

    • Облачно? Отлично, сама природа диктует вам лиричный сюжет. Поскольку объемы будут только за счет теней снизу, то важно выбрать место, где земля будет темной. Что-то белое не подходит, ибо заключит модель в кубический отражатель и получится совершено плоский кадр (как на примере выше в белом фото).


    И так далее. Хорошо бы проводить на таких съемках весь день, чтобы менять концепцию в зависимости от перемены внешних условий. Тут впереди планеты всей жители Питера — вот уж где с утра солнце, через час дождь, потом наползает туман, выпадает снег, а затем дымы окрестных пожарищ создают фантастическую картину. И все это великолепие сюжетно разбавлено брожением обдолбанных наркотиками студентов, культурная же столица...
    Вот, кстати, прямо посреди Питера снято, отбиваясь от местных наркоманов:




    ПРЕДСКАЗЫВАЙТЕ ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

    В жопу Гидрометцентр, думайте сами. Когда образуется туман? Чаще всего это бывает в местах, где есть много воды, озера или болота, а время года такое, когда ночью прохладно, а днем температура сильно повышается.
    Соответственно, найдя такую локацию, появление тумана утром можно предсказать с высокой вероятностью.

    Нет тумана? Не беда, подожгите окрестные леса. Стаи убегающих животных сквозь задымленную насквозь федеральную трассу и падающие вертолеты МЧС-ников — настоящий рай для увлеченных фотографов.
    Идут два фотографа по берегу моря, один другому: «Вась, а если сейчас девушка будет тонуть и у нас будет выбор, спасать ее или фотографировать... то ты какой объектив наденешь?»



    Касаемо направлений света и теней, есть классное приложение для айфона, называется Light Trac. Сдохните от зависти язычники с Андройдом. Выглядит это так: вам рисуется GoogleMap с точкой, где вы сейчас находитесь. Одна полоса показывает направление солнца, другая луны (в ночное время). Ниже — шкала прокрутки времени. Двигая этот ползунок, можно точно понимать, в какое время солнце будет светить под нужным вам углом, создавая необходимые тени. Удобно.




    НАУЧИТЕСЬ НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ ПОГОДЫ И СОЛНЦА.

    В общем и целом, этим стоит заниматься в самую последнюю очередь (в вашем обучении), поскольку чтобы «закатывать солнце за горизонт вручную» вам потребуются обширные знания, навыки, опыт и немало денег на оборудование.

    Но в итоге, все равно вы к этому придете. В своих творческих проектах когда будете снимать заранее продуманную идею, а не щелкать «что бог послал». А уж про коммерцию я вообще молчу. Заранее утверждается концепция, арендуется локация, приезжает грузовик с аксессуарами и декорациями, оплачиваются модели, присутствует заказчик, жена заказчика, арт-директор, менеджеры и бабушка заказчика. И тут, когда все замерли и ждут фотографа, вы пафосно появляетесь, слюнявите палец, смотрите на небо и произносите: «ой, облачка», делаете реверанс и гордо удаляетесь трахаться с моделью.

    Наличие даже одной хорошей вспышки, при условии умения пользоваться оной, расширяет ваши возможности даже не в разы, а на порядки. А уж если вспышка не одна... а если кроме импульсов есть и хороший диодный свет, и все это сопровождается молчаливыми исполнительными ассистентами... то вам впору брать в руки молнию и лезть на Олимп.

    Несколько примеров насильственного изменения условий. Фотографий ниже фотошоп вообще не касался — это прямая конвертация из РАВа прямо с камеры, исходники:


    Можно создавать сказки, полностью изменяя освещение (снято соседними кадрами в одно и то же время). На первом фото то, что мы видим глазами.




    Чтобы получить следующие две фотографии прикручиваем вниз экспозицию, меняем баланс белого и ставим одну единственную вспышку с ведром (большой рефлектор). Получаем это:





    Кому не нравятся световые артефакты в приведенных примерах, их легко можно было устранить блендой. Мне же они в кайф, я их специально создавал.
    Еще примеры (тоже без обработки):


    Без дополнительного света:




    Ставим солнце из окна:




    Совершенно тухлый, скучный дневной свет мы «убиваем» заниженной экспозицией:




    Затем строим солнце из переулка (или же свет вечернего фонаря, впечатление будет зависеть от обработки):



    Для тех, кого пока не смог убедить в необходимости уметь творить миры, покажу пару фотографий с одной из коммерческих съемок. Они обработаны, но освещение в ФШ не менялось. По техзаданию требовался естественный «живой» свет в кадре, но, само собой, в реалиях съемочного процесса он почти никогда не был таким, которым требовался. В результате все строили вручную:

    Направление солнца имитировалось:




    Строились блики солнца и все тени:




    Строилось солнце по модели и заднему плану:




    Это вообще ночь. Тут, если убрать искусственный свет, который мы выставляли, останется «Черный квадрат» Малевича. Было бы круто, но Малевич, зараза, опередил.




    Имитировался свет из двух окон, вспышки ставились далеко за окнами, на улице.




    И так далее. Я обязательно напишу отдельную статью на тему «режима бога» на пленере, тут всю интересную информацию не уместишь даже и близко.

    Но хотелось подвести вас к некоему базису, который я постулировал в двух предыдущих выпусках этой статьи: следует двигаться от простого к сложному. От умения видеть свет и понимать его, к навыкам работы с искусственным освещением всех видов, затем к объединению всех накопленных знаний воедино и использованию их в любых условиях и реалиях, подчиняя себе время и пространство.
    Ну а потом — мировое господство, фабрики рабочим, землю крестьянам.

    На этом я хотел бы на сегодня закончить. Последнюю часть данной статьи читайте завтра.
    Буду признателен за отзывы.

    Продолжение статьи:
    Как учиться управлять светом. Часть 4-я "Говно художника".


    Следить за новостями (+):
    Livejournal Rss Vkontakte Facebook Twitter Instagram 500px


    Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16—26 апреля.

    А также: Записывайтесь на новое онлайн-шоу "ИНТЕРВЬЮ" и "РАЗБОР ПОЛЕТОВ ОНЛАЙН"


    Последнее интересное в блоге:
    - КОНКУРС. Голосование за приз зрительских симпатий.
    - Режим фототерминатора или «Как убить Золушку».
    - Рисунок светом. Новый выпуск
    - Четыре коня апокалипсиса. Как спланировать обучение фотографии.
    - О фототусовке. Сферический срач в вакууме.


Tags: рисунок светом, статьи
Subscribe

  • Разбор полетов 2 сезон. Выпуски 1 и 2

    Всем привет. Выкладываю записи двух первых трансляций нового сезона Разбора полетов. Было бы круто услышать ваше мнение, спасибо -) Мои ощущения:…

  • Разбор Полетов возвращается.

    Всем привет! Возрождаю рубрику “Разбор полетов” (предыдущие выпуски смотреть в БЛОГЕ и на YOUTUBE. Поскольку за время моего…

  • Творческая встреча. Разбор полетов

    Всем привет) Я решил вернуться. В скором будущем планирую разродиться несколькими статьями на тему психологии в фотографии. Также есть мысль…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Разбор полетов 2 сезон. Выпуски 1 и 2

    Всем привет. Выкладываю записи двух первых трансляций нового сезона Разбора полетов. Было бы круто услышать ваше мнение, спасибо -) Мои ощущения:…

  • Разбор Полетов возвращается.

    Всем привет! Возрождаю рубрику “Разбор полетов” (предыдущие выпуски смотреть в БЛОГЕ и на YOUTUBE. Поскольку за время моего…

  • Творческая встреча. Разбор полетов

    Всем привет) Я решил вернуться. В скором будущем планирую разродиться несколькими статьями на тему психологии в фотографии. Также есть мысль…