В прошлом посте мы обсуждали глобальные этапы обучения фотографии, а сегодня хочется подробнее затронуть первую главу, СВЕТ. Как, где, почему и в каком порядке заниматься этим непотребством.
Нет, право слово, так рациональнее — ставить перед собой небольшие последовательные цели и достигать их, лелея чувство собственного величия.
Конечная цель данного процесса —
Ниже моя методика. Я, конечно, истину не глаголю, у вас всегда есть выбор — делать как я сказал, потому что Рашап всех умнее и всегда прав, или выработать собственную стратегию и страдать всю оставшуюся жизнь.
- Откажитесь от любого сектанства.
Немедленно, прямо в эту минуту пошлите в эротическое путешествие всех безумных фанатиков, которые говорят вам, что такое «настоящая» фотография и как делать «правильно».
Если вы сами являетесь адептом какой-то касты — набейте себе морду, вырвите ногти по одному плоскогубцами, удалите четыре передних зуба, а потом размозжите свою дурную башку о ближайшую стену, написав кусочками мозгов на обоях: «Я был недостоин жить на этой планете».
— Настоящая фотография — это только пленочная фотография.
— Никакой постановки, только живой момент.
— Я снимаю только на пленере с естественным светом, искусственный мне не нужен.
— Удобно фотографировать только с постоянным светом.
— Профессионалы работают только с импульсом.
Расстрелять. (с) Иосиф Виссарионович.
Никогда ничем себя не ограничивайте. Чем больше инструментов в вашем распоряжении, чем больше вы умеете, чем разнообразнее ваш арсенал — тем богаче выбор тематик, которые вы способны реализовать. Любое сектанство — это самокастрация. Хотите быть одутловатым евнухом, дело ваше, но все же...
Кинул мне как-то знакомый, охочий до скандалов, ссылочку на пост, под которым шел нешуточный мордобой с матюками между Сахаровым и Разумовским. Эти два, безусловно достойнейших человека (без сарказма пишу), распушив хвосты, гоняли перья по курятнику, доказывая друг другу какой свет самый лучший на свете. Сахаров, ясен пень, адепт Бронколора (импульс), Разумовский фанат Дедолайта (постоянка). Забавно было почитать, но участвовать в этом битие себя копытом в грудь я категорически отказался.
На вопрос того самого знакомого «Почему?», я ответил, что мое участие заключалось бы во фразе «Оба дураки», после чего я закономерно получил бы в рыло с обеих сторон от армии фанатов, а я не мазохист.
С тем же Андреем Разумовским состоялся у нас как-то забавный короткий диалог. Я где-то в комментарии возразил по поводу постулата «постоянный свет — самый передовой и лучший для фотографии», сказав, что не все так однозначно.
— Слушай, Илья, ну вот если бы завтра ты сел в тюрьму на всю жизнь, и у тебя была возможность взять один фотоаппарат и одну лампу, ты бы что взял?
— Пленочный Хассель и постоянный фонарик на батарейках.
— Ну вот, о чем и речь!
— Да, но я-то не в тюрьме...
К чему я вам травлю все эти байки. Не подумайте, что я каким-то образом наезжаю на Сахарова или Разумовского, они очень крутые дядьки, у которых есть чему учиться.
Но пока вы читаете Рашапа (а Рашап всегда прав, не забывайте), я бы советовал самостоятельно в тюрьму себя не сажать, а погулять пока на свободе.
Как не существует самого лучшего фотоаппарата, так не бывает и идеального универсального света на все случаи жизни. Есть разные условия и различные сюжеты, в которых будет логично и уместно использовать как естественный свет, так и искусственный, или импульсный, или постоянный, да хоть ультрафиолетовый, а иногда нужно все это уметь совмещать.
Решайте сами для себя — в своей фотографии вы будете, поджав хвост, зависеть от внешних обстоятельств, или же вы включите «режим Бога», когда обстоятельства уже будут зависеть от вас.
Облака будут расступаться, солнце падать до нужного угла, менты вежливо улыбаться и предлагать подержать штатив, а модели падать и сами укладываться в штабеля. - Научитесь видеть свет вокруг себя.
И постоянно его анализируйте. Раскладывайте на запчасти, разжевывайте и глотайте.- Длинные тени человека от фары машины. Два жестких источника света, часто линзованных, низко, параллельно земле, человек — теневая маска.
- Зимой в ночном лесу очень светло. Потому что облачное небо, а свет полной луны освещает сначала облака, получается огромный софтбокс, который светит в не менее грандиозный отражатель на земле, в виде снежного покрова. Два супермягких источника сверху и снизу.
- На потолке квартиры несколько забавных полукруглых бликов. А это четыре лампы подсветки (жесткий свет) в крыше вашего шкафа светят в болванку CD-диска, валяющуюся на полу, а на потолке мы имеем четыре отраженных блика в форме той болванки. Диск в данном случае — световая маска.
- Ночник вашего ребенка, проецирующий фигурки на стену, — отличный повод разобрать эту шайтан-машину на запчасти и под истерические рыдания чада узнать, что за линзы там фокусируют свет.
- Сквозь ночное окно резкий синий свет бьет вам по глазам. Это дегенерат-сосед разводит коноплю, подсвечивая ее плазмой. Жесткий источник с кастрированным световым спектром + отсутствие серого вещества в черепной коробке соседа = палка для ментов.
- Передо мной стоит чашка с кофе. На чашке два очевидных блика. Один жесткий от бра на стене, один помягче, от светящегося белым монитора. Саму чашку целиком я вижу благодаря рассеянному свету, который образуется отражением бра от белого потолка и, в меньшей степени, от стен. На поверхности кофе блик. Он не может быть от бра, угол не тот. Это лампочка бра отражается от поверхности монитора, а уже отражение лампочки в мониторе отражается на поверхности кофе. На мельхиоровой ложечке, которая торчит в чашке, бликов еще больше — это сам ночник, монитор, отражение ночника в мониторе, а также отражение блика на поверхности кофе, который отражается от монитора, отразившись от ночника. И куда только не отбрасывает рефлексы уже сама ложечка...
Вы уже санитаров вызвали? Я вам эти пункты могу до бесконечности писать, пока мной не заинтересуются экзорцисты.
Это нормальный режим моего существования в данной вселенной. И я вам гарантирую, что если вы эту красную кнопку у себя найдете и запустите пропеллер, то вы станете со временем настоящим Карлсоном.
Врубай! - Никогда ничего не зубрите.
Все эти барышни на мастерклассах, ходящие с блокнотиком в темноте по студии, спотыкаясь о провода, чтобы записать показания приборов, зарисовать их положение и вымерять расстояние...
Были б мы один на один, я бы делал а-та-та. Но наличие публики рушит всю интимность момента, потому я просто швыряюсь в них синхронизаторами.
Это бессмысленное, глупое и вредное занятие — нельзя «запомнить» свет, его можно только понять. Осознать логику, причины, следствия, закономерности, суть процесса.
Расследование, суд, казнь. Нельзя менять порядок в этом уравнении.
Малейшие изменения условий, чуть больше света солнца, другой угол, стены светлее, зеркало появилось в комнате, модель сделала шаг назад — это меняет картину сразу же и кардинально.
Знаете, что самое сложное в преподавании света студентам? Учить людей после каких-то курсов начальной подготовки. Там преподаватели обожают систематизировать мир в квадраты с пунктирными рамками, им так проще. Вышибить потом из человека «меня научили, что нужно делать так» — невероятно сложная задача.
Постарайтесь изначально избежать ситуации, когда из вас придется изгонять дьявола. Понимайте свет, чувствуйте его тактильно, пробуйте на вкус, мастурбируйте на него, но ничего не зубрите.
Народ, у меня категорически не получается писать статьи лаконично. Наверняка это существенный минус моего блога, ибо поколение Пепси привыкло читать не больше четырех слов в Твиттере.
Но у меня по-другому устроены мозги, потому Твиттер — единственная социальная сеть, надобность которой я осознать не в состоянии.
Продолжение статьи:
Как учиться управлять светом. Часть 2-я "Замурованные".
Как учиться управлять светом. Часть 3-я "Режим бога".
Как учиться управлять светом. Часть 4-я "Говно художника".
Следить за новостями (+):
Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16—26 апреля.
Последнее интересное в блоге:
- Режим фототерминатора или «Как убить Золушку».
- Рисунок светом. Новый выпуск
- Четыре коня апокалипсиса. Как спланировать обучение фотографии.
- О фототусовке. Сферический срач в вакууме.
- Объявлен ФОТОКОНКУРС с призами.
- Хроники фотографа. Взаимоотношения с моделью.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →