rashap (rashap) wrote,
rashap
rashap

Category:

Король Лир в Сатириконе. Мат после спектакля.

ВОПРОС ДНЯ: можете рассказать какой спектакль, мюзикл или... произвели на вас сильное впечатление? Ибо второй раз я так лажануться не желаю.

Я заранее приношу извинения за нецензурную лексику в данном посте. По-другому не получается в этой теме.
Хочу поделиться впечатлениями. Блять! Ходили сегодня в Сатирикон на "Король Лир". Постановка Юрия Бутусова. Масса хороших актеров во главе с самим Райкиным. (Догадайтесь с одного раза в какой роли, хе-хе.)

Так вот. Сразу оговорюсь. Конечно, ну конечно же!! "гениальное произведение требует гениального зрителя". В любом виде искусства. И наверняка маститый театральный критик найдет массу символики в том, что меня возмутило и в том, что меня вгоняло в сон. Все это я понимаю. НО!

Фотограф и художник, к примеру, запросто могут не считаться с вкусами и мнением массового зрителя. Они могут позволить себе творить что-то, что воспринимают 10 человек во всем мире и быть довольны этим. В конце концов, изобразительные виды искусства всю свою историю были элитарными.

Но искусство актера, театр - пардон, никак нельзя подогнать под такую логику. Театр создан как раз для массовой публики. Ну или, как минимум, для восприятия достаточно большим количеством людей, пусть даже людей из определенного среза общества.

Так что я, как совершенно простой зритель, ничуть на объективность не претендуя и не настаивая, позволю озвучить свои впечатления: ЭТО ОМЕРЗИТЕЛЬНО!! Я впустую потерял три часа своей жизни. Даже хуже, я провел эти три часа, получая почти исключительно отрицательные эмоции.
Все это время основным мои чувством, с которым я очень мужественно (хо-хо!) боролся, было желание встать и закричать "ВЫ ПЕРЕИГРЫВАЕТЕ!!!". Не буду вас томить - я себя поборол... Ну, то есть, не встал. И не закричал. Хотя, у меня есть подозрение, что если бы я это сделал - очень большая часть зрителей вздохнула бы с облегчением.


Во всем спектакле были две очень короткие сцены, которые меня "зацепили".
- Момент, когда изобличали Эдмона - там очень хорошо сплелась игра актеров и музыка - было сильно.
- И самый конец спектакля, когда Лир метался перед своими мертвыми дочерьми. Они сидели на стульях перед пианино (каждая перед своим), падая с них - а Райкин исступленно пытался их попеременно поднять. Круто. Это было оригинально, авангардно, изящно и психологически тонко. Еще раз спасибо композитору.

Кстати о композиторе - почему-то сразу после этого (сцены с Эдмоном) заиграла музыкальная тема из циркового представления. Было полное ощущение, что сейчас из-за кулис выедут мишки на велосипедах... Дурдом.

ВСЕ!!! Все, блять и еще раз блять... 3 (три!) минуты за три часа. Что же происходило на сцене в остальное время, спросите вы? Фиглярство - отвечу я вам.
Некоторое количество хороших (самих по себе) актеров беспорядочно металось по бездарно оформленной сцене, без конца брызгая слюной. Я совершенно серьезен. У меня есть подозрение, что на этот спектакль у них есть сдельная работа дополнительной уборщицы, которая после действа в поте лица отмывает сцену и реквизит от потеков жидкости, с необыкновенной щедростью разбрызгиваемой актерами.
Нет, я их понимаю! Когда постановщик заставляет тебя без конца агонизировать на сцене, совершенно в каждой реплике - то тут уж слюники не удержишь... Но всему же есть предел. Они без конца орали друг на друга, беспрерывно - забрызгивая друг другу лицо. А осветительные инженеры, умницы!! - подсвечивали это контровым светом - чтобы хорошо было видно - не иначе.
Это во время реплик. А еще, еще, я вам скажу - им этого было мало, ясно? Ну, точнее, гениальному в кавыках постановщику. Так вот - они еще и целеноправленно плевались несколько раз во время спектакля. Ну, вы поняли. Выражая тем самым свое отношение к тому или иному персонажу. Один уходит - другой "ТЬФУ!" ему в спину смачным плевком на полтора метра. Такой вот режиссерский снюнеход... Это песдос, товарищи граждане.

Извините за мой французский, но надо называть вещи своими именами.

Далее. По реквизиту. Это псевдоискусство, мать его. Да, это мое мнение. Да, имею право нах!
Сейчас объясню: в свое время, когда я посмотрел фильм "Ночной дозор" я говорил тоже самое. Нет бюджета - нехрен браться за такие постановки, оставьте это Голливуду. И можете мне сколько угодно говорить, что маг, размахивающий вместо светового меча лампой дневного освещения, а вместо амулета светящий дешевым фонариком - это такой авангардный ход и интересная режиссерская находка. Хуй там! Засуньте себе эти находки знаете сами куда. На это смотреть противно и стыдно. Тысячелетний черный маг и мудрец (по книге), который выглядит как недобитый тупой панк в спортивном костюме, командующий шайкой быдла (по фильму) - это уродство, блять и бездарность, а не "режиссерский ход".

Так вот здесь - то же самое. Кто-то, кто придумывал эти горе-декорации и реквизит, видимо, хотел показаться оригинальным. Хрена у него получилсь. На деле это выглядело беспомощно.
Актеры играли в каких-то нелепых одеждах - составленных из поеденных молью полусовременных шмоток. Часть из этих шмоток была чем-то обрызгана пятнами. Есть смутное подозрение - что она была просто заплевана актерами за время предыдущих спектаклей. Строго регулярно то один, то другой актер бегали по сцене в трусах. Один (дворецкий) вообще ходил без штанов весь спектакль. Нет, как единичный ход это могло быть забавно. Но оголение с такой частотой и упорством вызывает желание разобрать психику постановщика по Фрейду. Кстати, раздевались до трусов только мужики...
Короче смотрелась вся это одежда так, как будто костюмер при отсутствии бюджета свез в театр все ненужное шмотье, оставленное уехавшими таджиками на близлежащей стройке.

Реквизит примерно такого же пошиба. В спектакле постоянно фигурируют какие-то письма. Так вот - все эти письма были написаны на современной бумаге из принтера. "Снежинка", мать ее... Ну ядрен-батон, вы читали "Король Лир"? Представляете себе примерно о каком времени идет речь? Ну какого хрена? Странно еще, что ручкой писали, а не напечатанный шрифт был. Хотя, кстати, это было бы уже и интереснее - надо было распечатывать...

Поймите правильно. Я совершенно ничего не имею против авангарда и нестандартных ходов. Но так, как это было сделано здесь - это просто беспомощность - вот и все.

Актеры постоянно, по режиссерской задумке, использовали рваную бумагу, обрывки газет и тд тп. Ну, когда играли опустившихся бродяг. Видимо, Юрий Бутусов, дитя современного телевидения, не представляет себе нищих иначе, чем американских бомжей, греющихся возле железной бочки с костром из газет.
Ну так вот, Юрий Бутусов добился своего - опустившиеся бродяги в спектакле выглядели не иначе как американские бомжи, аминь! Кстати, бесконечно агонизирующие эмоциями в каждом диалоге актеры так утомляли, что интереснее иногда было рассматривать эти самые обрывки газет, чем смотреть на сцену. Забавные заголовки, скажу я вам.
- О дочери мои, вы предали меня!!!! - вопит, беснуясь, Райкин (король Лир), обильно поливая бедных дочерей потоками слюны.
"Буш попал под обстрел" - читаю я заголовок на близлежащем клочке бумаги.

Касаемо самого Райкина. Я очень хорошо к нему отношусь - хороший актер, умный мужик, судя по интервью. Но, ебена-мать! Есть роли, которые актер может сыграть, а есть, которые не может. Надо к себе относиться адекватно. И еще неплохо было бы наблюдать творческий рост какой-то на протяжении карьеры. Так вот, фиглярство Райкина, которое прекрасно смотрелось в музыкальных комедиях, ну как-то совершенно не подходит трагическому королю Лиру. И если Райкин, являясь художественным руководителем театра, этого не понимает...

На Райкина мне смотреть было тошно. Всех остальных актеров мне было жалко. Может, мне просто так кажется, но есть подозрение, что минимум половине актеров самим жутко не нравится, что они делают на сцене в этом спектакле. Это было видно по их глазам.

Что меня действительно удивляет - это то, что не половина зрительского зала ушла в антракте домой. Нет, то есть некоторое количество адекватной публики с облегчением честно взяли свою одежду в гардеробе и ушли. Они были мудры - спектакль не стоил того, чтобы потом в толпе стоять в гардероб полчаса за курткой.

Кстати, на поклон выходили ровно один раз. У девушек были совершенно каменные лица. Никто, НИКТО! из актеров не улыбался. На бис не вызывали. Нет, им хлопали конечно. Наверное, из вежливости. Я хлопал из жалости - мне было жалко молодых актеров. Сразу же после первого поклона, когда актеры ушли за кулисы все зрители как один встали, развернулись и пошли в гардероб. Это показатель. Серьезный. Кто никогда не ходил по театрам, - скажу, - с понравившегося спектакля зрители могут не отпускать актеров по полчаса, апплодируя стоя, вызывая из из-за кулис снова и снова.

Один раз усмехнулся Аверин, когда ему принесла цветы женщина - служащая театра. Это было комично, кстати, - цветы актерам от самого театра.

Я считаю это извинениями перед ними. Райкина и постановщика Бутусова мне не жалко. А остальных, людей подневольных - да.


В заключении хочу сказать, что пару лет назад я ходил уже в Сатирикон. Я смотрел музыкальный спектакль "Страна любви" по пьесе Островского "Снегурочка". Этот спектакль ставили студенты. Их выпускная работа.
Я получил огромное удовольствие. Отличная постановка. Ребята прекрасно играли и не менее хорошо пели. Музыка на уровне, оригинально, свежо. И не было похоже на попсово-слащавые мюзиклы.
И, кстати, их-то вызывали на поклон много раз, действительно много. Они даже повторили главную музыкальную композицию сразу после спектакля.

Так вот, мне кажется, я узнал часть актеров из "Страны любви" в "Короле Лире". Райкин. Не порть людей, а? Погляди в их несчастные глаза во время поклона - не калечь хорошим актерам психику.

Все.
Tags: бла-бла
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments