В ПРОШЛЫЙ РАЗ нехорошие редиски нагло пытались саботировать процесс обсуждения, мотивируя свой пессимизм невозможностью простому смертному использовать на съемке 8 источников света. А ведь я даже не особо жестил, иногда их бывает и 15-20...
Ладно же, нытики несчастные. Сегодня все будет просто и примитивно.
Очень древняя моя фотография. Художественную ценность ее и историческое значение для мирового искусства мы обсуждать не станем, давайте разберемся со светом.
Получившееся фото:
Схема освещения (фото кликабельно, если хотите посмотреть картинку побольше):
Чуть отвлекусь на философию. Я посмею утверждать, специально для всех редисок, что понятие «световая схема» существует только внутри совершенно конкретной фотографии. На любой другой съемке эта же «схема» уже работать не будет из-за изменения внешних и внутренних условий.
Именно поэтому я категорически против тупого запоминания расстановки, направления и уж тем более мощностей приборов — это глупое и вредное занятие. Все, чему посвящено любое разумное обучение использованию освещения — это понимание логики работы света. Вы должны его почувствовать на вкус. Только поняв как «живет» свет можно решать какие-то серьезные задачи.
После этой неимоверно пафосной речи, спустимся с небес и продолжим о приземленном.
Условия — комната в квартире, день, есть свет из окна, есть полуголая красивая модель.
Самое смешное, что окно, казалось бы очевидный источник света, как раз не оказывает вообще никакого влияния на картинку.
По причине использования импульсного осветителя на высокой мощности. Расшифровываю — импульсный прибор внутри комнаты дает настолько большое количество освещения, что свет из окна становится попросту несущественным и не работает в кадре (он слишком слабый).
Гораздо важнее... как это не парадоксально сейчас прозвучит... цвет стен в этой комнате.
Разбираем схему поэтапно:
Осветитель 1
Импульсный прибор мощностью 500 Дж (работает на всю катушку) с надетой насадкой — тубусом.
То есть это прибор, дающий очень жесткий, направленный луч света.
Стоит на стойке, поднят под потолок, светит прямо в спину модели, угол вы можете представить, ориентируясь на световой конус на стене.
Вот та область света, которую этот источник проявляет на стенах, в том числе он же создает очень жесткую тень на стене перед моделью:
А вот участки фигуры модели, которые отрисовывает данный свет:
Дальше начинаются вещи вроде бы очевидные, но тем не менее крайне важные.
Стены в комнате белого цвета. И именно они дают возможность сделать светотеневой рисунок объемным.
Если бы стены были черными (или просто темными, любого цвета), то мы имели бы приблизительно такую фотографию, можете сравнить:
Осветитель 2
Белая стена перед моделью.
Тубус высвечивает на этой стене довольно большого размера круг, практически в рост модели. То есть, по сути, в отражение мы имеем осветительный прибор диаметром более полутора метров. Это уже мягкий, близко расположенный прибор.
И именно этот прибор и создает объемы на фигуре. По сути он отвечает за все рефлексы.
Как показывает практика, объемы задаются чаще всего не бликами, а именно рефлексами — они умножают количество свето-теневых переходов и создают ощущение объемности.
Осветители 3 и 4
А на самом деле еще 5, 6, 7 и так далее. Это переотражения света от боковых стен, пола, потолка и частично от окна.
В основной своей массе нас волнуют именно отражения от боковых стен.
Они делают светотеневой переход со стороны прибора с тубусом более мягким, «подбивая» жесткость основного освещения. Это хорошо видно по руке.
Примерно вот на эти области это оказывает самое существенное для нас влияние:
Ну вроде бы все.
Технически очень простой снимок, но для мыслящего млекопитающего есть возможность сделать массу полезнейших выводов.
Использование окружающей обстановки для регуляции вашего освещения — это приемы, которые используются практически на каждой съемке.
Я даже осмелюсь сказать, что управление рефлексами — более тонкая и важная задача, нежели управления бликами (светом из приборов).
К слову это объясняет, почему я сам очень редко беру на фотосессии мягкие насадки (софтбоксы). Мягкость света куда как легче регулировать прямыми, боковыми, скользящими отражениями от объектов на съемочной локации. Получается намного вариативнее, естественнее и уж куда дешевле и удобнее огромных софтов.
На примере этого же разбора очень легко пояснить мысль, что в хорошей студии только последняя сволочь, ненавидящая фотографию, может покрасить стены в белый цвет...
Сделать свет мягким — очень легкая задача. А вот когда хочется жестких, графичных теней и бликов, то ловля "неграми" всех этих бесчисленных рефлексов от стен, пола, потолка вызывает желание поймать хозяина студии, выкрасить белой краской и выпустить в негритянском квартале.
На этом все на сегодня. Если вам понравился материал, ваше "Спасибо" будет не лишним -)
Кому хочется купить хороший свет со скидкой, у меня есть договоренности с дилерами Broncolor, Elinchrome, а также Dedolight. Обращайтесь.
Последнее интересное в блоге:
- Про модельный бизнес глазами фотографа.
- Разбор полетов. На тему «ню».
- Сколько отдавать фотографий со съемки.
- Рисунок светом. Часть 1.
- Фотограф Steven Gill.
Я Вконтакте, на Фейсбуке, в Твиттере
Приглашаю: НОВАЯ ПРОГРАММА мастерклассов в МОСКВЕ (10-20 октября) и ПИТЕРЕ (24-27 октября, 7-10 ноября), а также ВОРОНЕЖ (1-4 ноября), КИЕВ (15-19 ноября), РОСТОВ (22-24 ноября).
Подробности ЗДЕСЬ.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →