rashap (rashap) wrote,
rashap
rashap

Categories:

Вопрос-ответ (17). Про количество фотографий со съемки

ВОПРОС:
Доброго дня, Илья.

Когда идет работа с клиентом, какое количество фотографий стоит отдавать, обрабатывать? Я понимаю, что вопрос поставлен из разряда "как мне жить", но все же хочется прочесть вашу точку зрения.



ОТВЕТ:

При всей моей любви к лаконичному сарказму, придется изъясняться внятно, долго и занудно -)
Вы задали слишком общий вопрос, чтобы всерьез рассчитывать на однозначный рецепт.
Ну если только: «В любой непонятной ситуации просто ложись спать». Коли устраивает — можно дальше не читать.




Вся эта псевдопроблема упирается в умение конструировать взаимоотношения с клиентом и вести переговоры.
Первое, что вы должны сделать, после слов «Здрасьте!», это всеми доступными способами (в том числе и калечащими) получить внятное техзадание. А уже дальше ситуация будет куда яснее.

Какие могут быть варианты:

  1. Самый простой. У заказчика есть конкретное задание как по сюжету, так и по количеству фотографий.

    Ну, тут вообще все ясно. Ваши действия — проанализировав объем работы, сказать клиенту, сколько вам нужно съемочных дней и назвать цену. Больше цена — больше уважения)

    Например, хорошего качества реклама или же корпоративный календарь (и тому подобные проекты) в идеале снимаются из расчета «1 снимок за 1 день».
    Если сильно упираться и стучать копытом — ну, максимум 2 снимка в день, но это уже уступки и компромиссы.
    Если клиент хочет снять весь календарь за 1 день — значит это календарь Московского метрополитена, отпроситесь покурить и быстро уходите.

    Другой пример — каталожная съемка одежды. Тут за день можно снять и пару десятков фотографий. Если, конечно, это не одежда Московского метрополитена.

    Еще вариант — групповая сюжетная фотография для музыкальной группы в составе 10 человек. Вот это можно снимать и 2-3 съемочных дня, ибо может быть огромное количество подготовки в первый день (работа с интерьером, локацией, реквизитом, танспортирование роялей в поля и отлов собачек, которые будут бегать и ссаться на переднем плане...), репетиция съемки и настройка во второй, а в третий непосредственно фотосессия.


  2. Посложнее. У заказчика есть понимание задачи, но нет конкретного задания по количеству фото.

    Например, девушка хочет составить себе модельное портфолио для работы.
    Как правило, в таком случае, клиент масштаб «бедствия» не представляет себе даже приблизительно.
    Ибо нормальное модельное портфолио должно состоять из снепов (арестанских фото «мяса» - примерно 10 фотографий), модельных тестов (10-15 фотографий), а также должен быть Book, причем желательно разнообразный(10-20 фотографий).
    Так что в идеале это потребует минимум 7-10 разных съемок.

    А если вы будете честны с клиентом, то вы ему скажете, что Book лучше составлять не с одним фотографом, а с несколькими, чтобы были снимки в концептуально разной стилистике.

    А уж коли вы будете просто безупречно адекватны, так вы еще и обмолвитесь о том, что рынка профессиональных моделей в России нет. А потому желание подобной карьеры в этой стране — утопия по своей сути. И подсунете ей почитать что-то из коммунистической пропаганды на закуску.

    Скажу честно, вслед за подобным объяснением, чаще всего будущая мировая топ-модель быстро «сливается» и ищет Васю, который снимет ей 30 фото в день за 5000 рублей.
    Ну... туда ей и дорога.


  3. Еще сложнее. У заказчика есть четкое задание, а еще есть огромное желание получить много-много фото.

    Самый явный пример — свадьба. «Хотим 1000 фотографий, 150 под печать, а еще, еще, у нас будет всего 40 минут на прогулку.»

    Ну вот тут вам остается рассказать какую-то мотивирующую историю, которая случилась с вами на вашем тернистом пути постижения дзен. Я рассказываю такую:
    - Когда-то я путешествовал по Италии и привез оттуда 20 Гб фотографий. По приезду, как водится, собрал друзей-родственников и стал им безжалостно все это показывать. И очень расстраивался. Потому что в этой 1000 фотографий были некоторые, особо мною любимые, которые, как я считал, получились... и я очень ждал «ВАУ!», и так ни разу и не дождался. А через какое-то время я отобрал 15 фотографий, распечатал их большим форматом (30 на 45 см) и показал тем же людям. Знаете какая была реакция? «Ух ты! А почему ты нам раньше их не показывал?»

    Вот примерно так. После такого «вброса» уже куда легче убедить клиента, что ему нужно не 1000, а 100 фотографий, из них 10 под печать, 90 — избранный репортаж (а лучше 50, еще лучше 30). И на прогулку вам нужно 5 часов в Альпах, а не 40 минут возле фонтана.
    Когда я достигну следующего уровня дзен, я найду способ убеждать клиентов, что 10 фотографий со свадьбы — вполне достаточно, а коронной их них должна быть одна.


  4. Только хардкор! «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. И главное — вчера.»

    И такие клиенты не редки. Чаще всего это девочка, которая хочет съемку, но не знает ни в каком стиле ей понравится сниматься, ни для чего ей это нужно, иногда она даже не помнит собственного имени и ездит на Nissan Juke.

    Подавляющее большинство фотографов это приводит в шоковое состояние, в котором они совершают очень грубую ошибку. А именно — так и не получив внятного техзадания, они берутся за работу «на авось». И с вероятностью 50 на 50 получают на выходе недовольного клиента.
    Не делайте так, лучше уж сочтите ситуацию непонятной и ложитесь спать.

    Но. Если мы глубоко вдохнем, сосчитаем до 12, возьмем в правую руку бритву Оккама и уберем все лишнее... то мы получим прекраснейшего клиента, которому очень нравится как вы снимаете, и он просто так, из любви к вашему творчеству, хочет поучаствовать в вашей съемке.
    Стало легче и проще?

    Я говорю клиенту, что в этом случае я буду полагаться на съемке исключительно на свой вкус, буду снимать что я хочу и как я хочу. То есть, по сути, сделаю свой творческий проект с ее (его) участием. И мне очень важно добиться от нее внятного согласия на такие условия. Именно это согласие снимает все возможные претензии в дальнейшем и сохраняет вашу профессиональную репутацию девственно чистой и незапятнанной (правда с ложкой дегтя в виде опыта переговоров с Московским метрополитеном).

    Касаемо количества фотографий на такой съемке. Качество — антагонист количеству, и это можно объяснить совершенно любому человеку, ибо элементарно.
    Идеально — 1 фотография за съемочный день. При такой постановке вопроса в итоге их получится 2-3 -)
    Если такой степени доверия добиться не удается, то я ориентирую примерно на количество 1-2 фотографии за час съемки. То есть со съемочного дня, часов 8, без какой-то конкретной идеи, на выходе будет ну примерно 10 фото.
    Ваш прямой интерес, который вполне совпадает, к слову, с интересом вменяемого клиента - как можно больше количество снимаемых фото уменьшить.



ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ 1:
Выбивание ногами хорошего техзадания из клиента — это особое искусство. У вас должна быть четкая стратегия ведения переговоров с каждым типом клиента и ящичек с пыточными инструментами, помеченными аккуратными розовыми бирочками.
На эту тему можно очень долго дискутировать, потому мы оставим это на другой раз.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ 2:
Не забывайте при подсчете цены учитывать, что количество фотографий — это, помимо всего прочего, еще и количество работы в ФШ, а соответственно — рабочее время.
А поэтому чем больше фотографий просит клиент — тем выше будет цена вашей съемки.

P.S. Вопросы в рубрику присылать на почту rashap@art2photo.com с пометкой "Вопрос-ответ".
Про обещанное возобновление рубрики «Разбор полетов» я не забыл. Пишу.



Я Вконтакте, на Фейсбуке, в Твиттере


Приглашаю: НОВАЯ ПРОГРАММА мастерклассов в МОСКВЕ (10-20 октября) и ПИТЕРЕ (24-27 октября, 7-10 ноября), а также ТЮМЕНЬ (8-12 сентября), ВОРОНЕЖ (1-4 ноября).
Подробности ЗДЕСЬ.
Tags: вопрос-ответ, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →