rashap (rashap) wrote,
rashap
rashap

Разговоры об искусстве с Еленой Суховеевой. Часть 2. «Волшебная библиотека».

Во первых строках письма — девушки, вас с 8 марта, вы прекрасны! В качестве маленького подарка данный текст (подарок сгодится и более ужасной половине человечества).
Очень часто в беседах задают вопросы про список книг. Поскольку такой интерес вселяет веру в людей... то хочется всячески поощрять подобные пожелания. Поэтому я попросил Елену Суховееву составить хороший список рекомендуемой литературы с краткими пояснениями.



Автор текста искусствовед и куратор Елена Суховеева.



В нашей стране очень мало мест, где учат современной фотографии. Многое держится на частной инициативе. Чтобы помочь читателям пробиться к источникам знания самостоятельно, я решила написать своеобразный список литературы «юного бойца».

* * *


По традиции все начинают с Дыко, Стигнеева, Лапина и реже Арнхейма.
Я думаю, эти авторы расскажут вам много нужного и полезного. Да и цитировались, как мне кажется, эти авторы здесь не раз. Можно также начинающим посоветовать читать Светлану Пожарскую «Фотомастер», — доступным языком изложены многие сложные элементы композиции, прекрасно подобранны иллюстрации.



Авторам, знакомым уже с книгами Лапина, Стигнеева, Дыко — рекомендую Йоханесса Иттона «Искусство формы» и «Искусство цвета» — это один из самых выдающихся преподавателей Баухауза. Также можно еще почитать сборник статей «Психология цвета».
Есть еще одна книга о композиции, может быть, не такая популярная среди фотографов, так как она для режиссеров и операторов. Алексей Соколов «Природа экранного творчества» (психологические закономерности). В этой книге хорошо изложены проблемы считывания изображения зрителем, проблемы создания образа.

* * *


Поговорив о композиции и построении кадра, давайте углубимся в дебри более сложные и запутанные для неискушенного читателя. Современное искусство, современная фотография — с чего начать? И тут, дорогой читатель, мне приходится вернуться к собственному опыту, потому как в основном я — самоучка.
Начинала я «продираться к знаниям» в далекие 90-е годы и большим подспорьем мне в этом деле был журнал «ХЖ». Для многих, наверное, неизвестный, но дающий очень много в области понимания современного искусства, философии, арткритики. Его версия есть в интернете http://xz.gif.ru/
Если сможете его читать, то и вам он многое поможет проанализировать. Мне он дал прежде всего наводки на тех авторов, которых читать не толко было бы не плохо, а совершенно необходимо, если ты собираешься многое понять в том процессе, который происходит в мировом искусстве сейчас.
А так как фотография часть этого процесса, — то и здесь это как нельзя кстати.

В приложении к этому журналу выходили книги и по современной философии и искусствоведению и тут конечно замечательная книга Розалинд Краус «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы», чтение которой поможет понять, что происходило в искусстве ХХ века в Европе, Америке. Автор очень статусный и уважаемый в кругах искусствоведения.
О русском искусстве можно почитать Екатерину Деготь «Русское искусство ХХ века» — здесь вы столкнетесь с историей авангарда, нонконформизма, московского концептуализма и прочих российских «измов».

* * *


Есть еще целый ряд книг, не всегда легких в прочтении, но, если осилите, то картина происходящего начнет становится все яснее и яснее. Привожу список:

Ханс Ульрих Обрист «Краткая история кураторства» — это книга очень влиятельного в мире куратора, критика. Он откроет вам много нового во взгляде на искусство как таковое, а также на его показ.

Франческо Бонами «Я тоже так могу». Это известный куратор и художественный критик, такой же влиятельный как предыдущий автор. Он предлагает нам взглянуть на современное искусство без предрассудков, объясняет, чем великий художник отличается от посредственного.

Теодор В Адорно «Эстетическая теория» — очень сложная книга о философии искусства, но многими знатоками весьма почитаемая.


Джон Бергер «Искусство видеть» — одна из самых обсуждаемых книг об искусстве. Она во многом перевернет ваше сознание. Вы будете спорить с автором и получите от этого спора удовольствие.

Акилле Бонито Олива «Искусство на исходе второго тысячелетия» — все то же современное искусство и его анализ специалистом , находящемся в гуще событий.

* * *


Но перейдем к фотографии!



Тут культовой книгой уже наверное лет пятьдесят является Ролан Барт «Camera lucida».
И вот если попытаться разложить философию фотографии в соответствии с теми форматами фотографии, которые есть сегодня, то я бы отнесла его книгу к фотоэссе. Она субъективна, эмоциональна, полна личной истории. Наверное поэтому школы, базирующиеся на эмоциональной фотографии и фоторассказе, так любят ее цитировать.

Следующая культовая книга Сьюзан Зонтаг «О фотографии».
Ее совсем недавно перевели на русский язык. Это выдающийся культуролог, книги которой в начале 2000-х днем с огнем было не найти. Книга очень интересная. Построенная так, что через фотографию мы опознаем наши проблемы — будь то психология или политика. Читая ее, ты многое выворачиваешь наизнанку и уже после этого относишься к прежним вещам по-другому.

Хочу заметить, что это все книги по философии фотографии. Вас в них не будут учить композиции. Скорее вы через них начнете понимать, какое место занимает фотография в жизни человека, и как влияние фотографии на общество с каждым годом расширяется.

Есть конечно знаменитый Вилем Флюссер «За философию фотографии». Это книга скорее для того, кто размышляет о существе дела фотографии, о том, как изменяется реальность с приходом цифрового образа.

Есть также прекрасные теоретики в области фотографии:
Елена Петровская «Антифотография» и «Теория образа» — книги непростые, но для тех, кто уже залез с головой в философию фотографии, — почитать нужно.

Вальтер Беньямин — мировой классик, который написал столько книг о фотографии и не только, и столько раз был цитирован, что обойти его стороной никак нельзя. Можно брать любой его труд и «вгрызаться в гранит теории медиального образа».

Еще есть Нина Сосна «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное».

Я думаю, вот читаете вы этот список и думаете: «Ну зачем нам столько теоретической литературы»?
Вы знаете, коммерческим фотографам, наверное, и незачем. А вот тем, кто хочет заниматься арт-фотографией — это необходимо. Перечитать всю эту литературу разом, сходу ее понять и впитать — нельзя. Требуется время время для переосмысления.
И это только малая часть всего гигантского корпуса культуры, который стоит за вашими плечами. Тут и хороший кинематограф, и знание искусства прошлых веков, и литература. Одним словом то, что называют — «культурный бэкграунд».

У меня ушло на это много лет. И поняв, что людям сложно освоить в короткий срок столько знаний, я в один прекрасный день начала писать лекции, которые, как я понимала — позволят людям понять главное и основное. Так и создавались потом 4 курса, которые я веду у себя в Краснодаре, и на этих же курсах я предлагаю читать эти самые книги, чтобы, уже поняв основы, люди погружались в более сложные вещи.
Так что списки эти можно продолжать и продолжать, главное не уйти совсем в теорию, а остаться в визуальном поле. Очень нужна насмотренность! Насмотренность на ХОРОШУЮ фотографию. И вот тут-то и начинается самое сложное — как отличить хорошее от посредственного. Это большой опыт и еще очень и очень многое…

Елена Суховеева.



Друзья, во-первых, я уверен, что стоит сказать «огромное спасибо!» Елене за эту информацию, которую добыть в наших широтах чрезвычайно тяжело, а потому это почти бесценно (для остального есть Мастеркард).
Очень сильно экономит время, а жизнь у нас вроде бы одна, если не принимать в расчет реинкарнацию. Елена ведет курсы, в том числе онлайн, которые я очень рекомендую.

Ну, а во-вторых, скажу пару слов от себя.

Я куда категоричнее, чем на редкость толерантная Елена Суховеева, и считаю, что получать образование и развиваться должен совершенно любой фотограф, вне зависимости от того, коммерческий он или же творческий.

Даже если вы занимаетесь исключительно вышибанием дани с ларьков коммерческими направлениями, вы не можете не учитывать два фактора:
  • На сегодняшний день в высокого уровня рекламе, фешен-фотографии и множестве других направлений очень часто используется ментальность арт-фотографии. Я это замечаю сплошь и рядом, коммерческая фотография имеет тенденцию сильно усложняться как по смыслу, так и психологически. Да и вообще, это старинная традиция рекламы — черпать вдохновение из искусства. Так что, если хотите быть в тренде, — извольте соответствовать.

  • Очень простая мысль. Чем бы вы не занимались, но общую эрудицию и тот самый культурный бекграунд никто не отменял. Попросту стыдно быть неграмотным в своей же собственной профессии. Эллочка-людоедка одобряет.

Последняя мысль справедлива вовсе не только для фотографа, а равно и для зрителя. Получая новые знания, открываются совершенно другие грани , а также качество понимания изображения. И это концептуально другой уровень эстетического удовольствия — «читать» фотографию или же картину, посещая выставку, музей, галерею.

По поводу самих книг. Я сам всегда опасаюсь давать списки литературы «вслепую». Нужно хорошо осознавать актуальный уровень образования человека, чтобы дать ему точную наводку.
Все эти книги — не развлекательное чтиво, это труд. К которому нужно быть готовым, а заодно иметь сильное желание получить эти знания. Я дам несколько советов, как не угробить свое сознание и не стать маленьким злобным толстячком:

  • Точно выбирайте момент для получения новой информации. Нужен период «творческого кризиса». Не бойтесь этих состояний, наоборот радуйтесь, — как минимум это значит, что вы еще не застыли как муха в янтаре. Как только вам в голову приходит мысль типа «Все, что можно было снять, снято еще до нас, а нам остается только повторяться» — это то самое, верное время! Знайте — вы сильно ошибаетесь. Вам просто не хватает знаний. Срочно записывайтесь на какие-нибудь хорошие курсы и попутно читайте литературу.

  • Всегда начинайте от простого к сложному, «бери ношу по себе...» Это не тот случай, когда нужно выпендриваться, ибо надорваться проще простого. Очень глупо, не зная ничего о композиции, начинать штудировать Арнхейма. Мало того, что он немец (что уже серьезный косяк). Мало того, что он переведен на русский чуть ли не подстрочником. Так он еще и писать не умел, просто жуткая зануда, хоть и гениальнейший автор. Есть же прекрасный Лапин, который как раз и хорош тем, что сплагиатил Арнхейма, попутно упростив его и проведя литературную обработку. За что ему честь и хвала.

  • Если книга, которую вы начали, категорически на ваш мозг не ложится, а вы мучаетесь и срываетесь на жену и ребенка, — прекратите это немедленно! Это не значит, что вы тупой (хотя и такая вероятность существует), а скорее всего вы просто не готовы эту информацию принять. Ну и не надо, попробуйте другую книгу. И очень может быть, что через какое-то время та самая первая, которая чуть не привела вас к сроку «за домашние побои», очень вам понравится. Так часто бывает.

  • Всегда покупайте печатный вариант книги. Чтение «живой» книги не идет ни в какое сравнение с интернет-вариантами. Уже не говоря об уважении к авторскому праву и тд. Хотя цифровой вариант тоже стоит иметь, чтобы легко сохранять себе избранные части книги в качестве конспекта.

  • Все рекомендованные авторы — дико крутые дядьки и тетьки. И рассказывают они крайне убедительно. Никогда никого не воспринимайте как истину в последней инстанции. Никогда. Никого. Кроме меня, меня можно.
    Вы имеете право спорить, имеете право не соглашаться, внутренне что-то не принимать для себя. Это нормально. Я больше скажу — любая книга дается к прочтению, чтобы получить внутреннюю интересную дискуссию с автором, в этом смысл.
    Приведу пример — если огрубить, то согласно тому же дядьке Лапину, в мире вообще есть 10 классных фотографий, и они все уже сняты. Поэтому, по большому счету, мы можем расслабиться и с фотографией вопрос закрыть уже. И заняться агропромышленностью например.
    В общем, не все так печально, можно пока тяпку отложить.

  • Постарайтесь найти себе оппонента. Например — читать одни и те же книги с 2-3 друзьями одновременно. Тогда у вас появится повод иметь отличные фотопосиделки по материалам прочитанного. Культурные и насыщенные событиями примерно такого характера:




Напоследок, позволю себе оставить тут маленький списочек от меня, который я уже публиковал, но — пусть все будет в одной статье разом. Читать желательно именно в том порядке, как написано.

Восприятие искусства:

  1. А. Ойген Херрегель «Дзэн в искусстве стрельбы из лука».
    Небольшая повесть, в которой нет ни единого слова о фотографии, но которая, пожалуй, лучшая из всего написанного о фотографии вообще.

  2. Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства», «Эстетика в трамвае».
    А также любые другие его эссе. Испанский философ первой половины XX века с очень своеобразным взглядом на искусство. Отлично стимулирует мозговую активность.

  3. Сочинения отца Павла Флоренского.
    Прекрасный искусствовед, который читал лекции в одном из московских (или питерских?) университетов в начале XX века. Собственно, именно конспект этих лекций и рекомендуется к прочтению.

  4. Сергей Даниэль «Искусство видеть».
    В основном про живопись, но и фотографам крайне полезно. К слову, я очень рекомендую читать учебную литературу именно для художников, ставит голову на место.

  5. Елена Никитина «Семиотика».
    Читать в самую последнюю очередь, ибо очень тяжело. Но очень нужно. Примерно как лекции по философии в техническом ВУЗе. Глобальный труд, объясняющий принципы гештальтпсихологии и восприятия посредством оной изображения человеком.


Композиция:

  1. Лидия Дыко «Беседы о фотомастерстве», «Основы композиции в фотографии».
    Именно с нее лучше начать, хотя пишет она все же в основном о компоновке, а не о композиции. Но это база.

  2. Александр Лапин «Фотография как».
    Библия современных «Брессонов, Куделок и Эрвиттов». Композиция как история и художественный язык.

  3. Сергей Эйзенштейн «Монтаж».
    Наш гениальный кинорежиссер, по трудам которого учатся вообще во всем мире. Написал много книг и трудов, нас больше всего интересует именно этот том, где он разбирает некоторые картины знаменитых художников. Лично я никогда и нигде не встречал и не читал человека, который разбирался бы в искусстве настолько глубоко. Открывает новый мир.

  4. Рудольф Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие».
    Первоисточник Лапина. Труд много глобальнее, но гораздо сложнее к восприятию.


Все, друзья! Этого вам хватит на ближайший десяток лет, чтобы застрелиться поразвлечься. Главное, фотографировать не забывайте!



Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16—26 апреля.


Последнее интересное в блоге:
- Что такое концептуальная фотография. Часть 1-я.
- Страшная правда о музыкальном бизнесе.
- Разговоры об искусстве с Еленой Суховеевой, часть 1.
- Контакты моделей, визажистов и других хороших людей.
- Антикризисный план для фотографов. Часть 3.
- Антикризисный план для фотографов. Часть 2.
- Антикризисный план для фотографов. Часть 1.




Добавляйтесь Вконтакте, Фейсбук, Твиттер
Tags: статьи, суховеева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments